https://forumupload.ru/uploads/0017/ec/37/251/t136976.png


https://forumupload.ru/uploads/0017/ec/37/251/t550734.jpg

Много ли мы знаем о быте и обычаях хассов? Вряд ли. Потому сегодня у нас есть возможность узнать немного больше о культуре хассов и их обществе. С позволения Хассанед.


Язык хассов именуется хассад. На нём разговаривает вся змеиная раса, проживающая на Ссенраше, ведь только в звуках хассада слышна мудрость Змеиного Бога. В понимании хассов этот язык очень красив и мелодичен, с чем, пожалуй, другие расы могут не согласиться, но только этот вариант наречия хассидов они чаще всего и слышат. Обучится хассаду могут и друге расы. Есть еще три вариации языка хассов, таких схожих по звучанию, но совершенно разных по своему значению: хассанди – язык, на котором разговаривают жрицы Хассанед, шессхассад – язык, которому обучаются ученики Заншедер и Зангоссер, и конхассад – язык, на котором друг к другу нередко обращаются ученики Конхассанед.

Самым красивым из них считается хассанди, ведь на нем говорят Хассанед, более приближенные к истине, решающие и определяющие чужие судьбы. Доподлинно никто из числа хассов, не приближенных к Хассанед, не знает переводов и значений слов хассанди, а его изучение, а, тем более, изъяснение на нем тех, кто не был посвящен в число жриц, считается высшим неуважением к Хассан и порой наказание может по своей жестокости доходить до экзекуции, ведь хассанди переводится, как «голос Ссенраша» - его достойны слышать и знать только старшие жрицы Хассанед. Этот язык используется только в кругу старших жриц и изучается только там, из уст в уста. Старшие жрицы свободно используют его внутри Хассанед и в обществе, ведь никто, кроме них самих, не знает хассанди. Младшие жрицы, еще только обучаются мудрости в Хассанед, а также младшие послушницы и хассы-прислужники в тонкости хассанди не посвящаются. С другими же хассами жрицы изъясняются на хассаде. В Хассанед жрицы также изучают шессхассад и конхассад, чтобы ничьи помыслы не могли скрыться от них, на каком бы из языков хасс не звучали.

Шессхассад язык не такой запретный, но довольный «скрытный» язык. На шессхассаде изъясняются шпионы и воины Ссенраша. В этом языке довольно много шипящих звуков, он мелодчен, но в то же время может пугать своим звучанием. Им общаются на военных советах, рядом с тюремными камерами, в ночной тени, перешептываются в толпе. Шессхассан редко слышат на публике, но активно пользуются выходцы Зангоссер и Заншедер.

Конхассад отличается сложностью своих слов и предложений, которые весьма коротки, но вкладываемый в слова смысл настолько велик, что непосвященным тяжело понять нить повествования. Всем, кроме учеников Конхассанед, которым этот язык помогает сохранять некоторые политические тайны от чужих ушей. Конхассад немного напоминает хассанди, но лишь звучанием и полагать, что эти два языка похожи – в корне ошибочно.


Теперь можно поговорить о рамках приличия и обращении хассов друг к другу.


На Ссенраше, несмотря на наличие имён, хассы отдают большее предпочтение названию школы, в которой был обучен сородич. Если имя собеседника хассу неизвестно, то чаще всего к нему обратятся по наименованию школы. В иных случаях обращение может звучать подобным образом – «Ашаль Конхассанед», где Ашаль, это имя. У жриц делают акцент на их статусе, т.е на том, к старшей или младшей касте она относится – «Ашаль Сан'Хассанед» или «Ашаль Хим‘Хассанед», где «Сан» обозначает старшую жрицу, а «Хим» младшую.
К детям часто обращаются «хасси», что означает младший хасс. Неопытный. Незрелый. Подобное обращение к взрослому хассу может даже расцениваться, как оскорбительное, дразнящее, но в женатой паре такое обращение считается допустимым. Также нередко к детям обращаются «масса». Это слово имеет мягкую ласковую окраску, а по отношению ко взрослым более игривую и может расцениваться, как заигрывание.
К более старшим по званию, в какой бы то ни было из школ, принято обращаться «садан». Тогда обращение будет звучать как – «Садан Ашаль Конхассанед». Но такое обращение приветствуется только внутри своей школы и своей профессии. Обращение же младшего по званию хасса из Зангоссер, к более старшему из Конхассанед будет более стандартным, т.е «Ашаль Конхассанед».

К своим возлюбленным и супругам принято обращаться «махан», что означает «тот, кто владеет моим сердцем». Иногда можно услышать обращение «о’махан», что возводит значение «махан» в абсолют.

Но это не все способы обращения хассов друг к другу. Еще парочку мы можем разобрать дальше, но сначала стоит поговорить и о не самых приятных событиях и порядках Ссенраша.
Всем известно, что беглые сентхель, которых удалось настигнуть аситаре или занмасшер, подвергаются казни. Это процедура называется
Хемсомаш. Это смерть без чести, без памяти, без сожаления и сострадания. Процедура обычно не представляет из себя ничего примечательного, но порой аситаре возвращают сентехль на Ссенраш, чтобы подвергнуть показательной экзекуции. Казненного на Хемсомаш запрещается оплакивать или вспоминать. Он не достоит памяти ни в этом, ни в другом мире.

Но, порой, Змеиный Бог бывает милостив и, раскаявшись и получив одобрение Хассанед, сентхель может удостоится чести пройти обряд исправления – Ссентмаш. Он проводится без лишних глаз, но крики и стоны грешника часто слышны за пределами камерных стен. Хасса приковывают цепями, оставляя по среди абсолютно пустой и темной комнаты, где не слышно ни единого звука, чтобы очистить его разум, а затем в комнату входят старшие жрицы из Хассанед, чтобы очистить тело отступника. Их называют хассандалэ – голос истины. На протяжении нескольких дней они неустанно истязают тело грешника, слушая его крики и когда они стихают, то считается, что и разум, и тело хасса были очищены и хасс получил прощение Ссенраша. Исходом Ссентмаш может быть либо прощение, либо смерть.

Успешно прошедших обряд именуют хассель – усмиренный. К ним в обществе относятся с опаской и смотрят с презрением. Но хассель хассель рознь. В числе тех, кто может пройти обряд перевоспитания есть и хемсоди – хасс, который осмелился предать своего(ю) махан, спутника(цу) своей жизни. Но, стоит отметить, что секс на стороне за предательство в хассидских семьях не считается, либо не порицается так, как на других островах. Куда страшнее считается использование своего партнера в качестве «разменной монеты», использование его связей с школой или, тем более, с Хассанед, в угоду своим прихотям, нарушение обычаев хассан, официальные браки на других островах, если один из партнеров является шпионом. Такое считается непростительным и все хемсоди зачастую без разбирательств подвергаются экзекуции. В единичных случаях хемсоди могут получить шанс на Ссентмаш, но по его завершению на этого хассель ставиться метка. Такие хассы презираются еще сильнее, чем простые отступники и беглецы с Ссенраша. Во многих районах острова с ними даже не принято здороваться и разговаривать. Бывшие хемсоди живут в отдельном районе на окраинах столицы и занимаются изготовлением стекла и зеркал, работая с опасными веществами, такими, как ртуть и сера.


А после такой мрачной ноты можно немного поговорить о чем-нибудь радостно. О праздниках!


https://forumupload.ru/uploads/0017/ec/37/251/t445686.jpg

Хассы далеко ушли в стеклоделии и потому на Ссенраше очень много изделий из стекла, витражей и зеркал. Цветные переливы света, проходящих сквозь искусные витражи, радуют глаза всех обитателей острова, а всевозможные изделия из стекла завораживают своей красотой, потому хассы очень гордятся этим своим достижением. Одним из самых красивых праздников на Ссенраше считается Думат. В первый день весны, когда солнца Кте Онора одаривают острова своим ярким весенним светом, в домах и на улицах змеиного острова загораются огоньки – свечи, помещенные в стеклянные сосуды разных форм, цветов и размеров, а улицы украшаются разноцветными переливами весеннего света, проходящего сквозь причудливые украшения. Так хассы встречают весну.

Одним из высокопочитаемых праздников считается Канхад сали Хассанед. Когда одна из Старших жриц Хассанед уходит на покой, старшие жрицы начинаются особый обряд Он’Хассед, в ходе которого выбирается новая старшая жрица из числа младших. Когда новая Сан’Хассанед занимает свое место среди других жриц, хассы приветствуют ее низким поклоном, а после начинается трехдневное чествование, которое и зовется Канхад сали Хассанед. В первый день Сан’Хассанед приносит духовный обет, во второй вверяет свое тело помыслам Змеиного Бога, а в третий клянется служить на благо всего змеиного общества. В эти три дня хассам разрешается пить, гулять и балагурить, восхваляя новую Сан’Хассанед.

https://forumupload.ru/uploads/0017/ec/37/2/962195.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0017/ec/37/2/t839042.jpg

Но есть и запретный на Ссенраше праздник. Богохульный, не богоугодный, позорный. По крайней мере для тех хассов, что следуют Хассан на Ссенраше. Это праздник, который организовали бежавшие с острова сентхель – Дашаватар.
Дашаватар это праздник «освобожденных», как говорят сентхель. Его празднуют отступники и хассы, родившиеся за пределами Ссенраша. Суть его и идея заключаются в освобождении от оков, от тех жестокостей и ужасов, которыми на Ссенраше контролируют всех, кто принял Хассан. Это праздник несогласных с насилием, что творится на змеином острове, но все еще следующих заветам Хассан. Он проходит в начале лета. На своих телах мужчины рисуют ровные сложные узоры черной краской, а женщины белой, наряжаются в довольно открытую одежду, с короткими штанинами и рукавами, а на запястья и шеи надевают легкие плетеные украшения или же пластинчатые браслеты или бусы, которые можно легко сорвать или поломать, а далее праздник не слишком отличается от какого-либо другого обычного праздника. Хассы танцуют и поют, воспевая своё освобождение и выражают свое покояние Змеиному Богу. Отличительной особенностью является традиция срывать хрупкие украшения со всех, кто участвует в Дашаватаре, открывая вид на нарисованные узоры. Таким образом сентхель говорят, что жестокие рамки разрушены, но без них четкие законы и верования Хассан не изменяются, они остаются нерушимыми.

Дашаватар считается очень богохульным праздником и потому даже шпионам из Зангоссер строго запрещено праздновать его, несмотря на придуманные ими легенды и надетые на них маски, иначе они будут автоматически приравнены к сентхель и в скором времени их будет ждать Хемсомаш, без шанса на прохождение обряда перевоспитания.


https://forumupload.ru/uploads/0017/ec/37/251/t687848.png

Глоссарий:
Хассад – официальный язык, на котором говорят все хассы и могут обучить ему других.
Хассанди – особый хассидский язык, на котором разговаривают только старшие жрицы Хассанед.
Шессхассад – особый хассидский язык, на котором могут общаться послушники школ Заншедер и Зангоссер, сохраняя общие тайны и не позволяя лишним ушам их понять.
Конхассад – особый хассидский язык, на котором могут общаться послушники школы Конхассанед, сохраняя свои слова в тайне от других хассов и от чужих ушей.
Хассандалэ – с я.х голос истины – каста старших жриц Хассанед, которые занимаются обрядом Ссентмаш.
Хасси – с я.х неопытный, незрелый – обращение к детям.
Масса (ударение на последнюю гласную) – ласковое обращение к другому хассу. Применяется как к детям, так и к взрослым, но с последними чаще всего имеет более заигрывающую окраску.
Махан – с я.х тот, кто владеет моим сердцем – слово, которое обозначает высшую степень привязанности. У других рас корректнее использовать слово «любовь». Называя своего партнера «махан», хасс напрямую говорит, что готов отдать за него жизнь.
Махатан – с я.х часть меня – подарок, сделанный из чешуи хасса в дар предмету своего обожания. «Так часть меня всегда будет с тобой». Глубочайшим оскорблением считается повесить «махатан» на входную дверь, позволяя всем вокруг лицезреть такой личный подарок не у сердца избранницы(ка), а обдуваемый ветрами у всех на глазах.
Хемсоди – с я.х предавший – хасс, осмелившийся предать свою пассию. Неверный в браке, неверный своему(ей) махан – заслуживающий только унижения и общественного порицания.
Ссентмаш – с я.х возвращая к истине – процедура перевоспитания, которую может пройти сентхель и хамсоди, искренне раскаявшись и заслужив милость жриц Хассанед.
Хассель – с я.х усмиренный - хасс, прошедший обряд Ссентмаш и вернувшийся к вере Хассан, а также так называются хемсоди, тоже прошедшие перевоспитание.
Хемсомаш – с я.х ослепший во тьме – процедура экзекуции, проводимая с сентхель, прошедшими обряд исправления, но не оправдавшие надежд Хассанед снова увидеть истину. Такой же процедуре подвергаются и другие сентхель, даже если они не проходили Ссентмаш, а также все хемсоди, которые не раскаялись.

Статья может пополняться при одобрении Хассанед.

Отредактировано Ссахшаль Махаджи (12-03-2023 21:17:25)